*********************************************************************
"Современные требования к музыкальному воспитанию детей"
Современные требования к
музыкальному воспитанию детей, проблемы реализации новых программ и технологий.
Одной из таких проблем является мониторинг эффективности музыкального
воспитания, методика проведения диагностики. Этой теме и посвящается эта консультация.
Разработка принципов диагностики
образовательного процесса и его результатов является специальной и важной
задачей для оценки эффективности реализации программы. Поскольку основная цель
– целостное
развитие личности детей средствами музыки, то и оценка результата
освоения программы осуществляется на основе показателей достижения
интегративных качеств выпускников детского сада (в соответствии с ФГОС ДО).
Объективно оценивать влияние совместной музыкально-творческой деятельности
детей и педагога на достижение поставленной цели очень сложно. Очевидно, что
объективную диагностику результатов воспитания и развития детей в
музыкально-художественной деятельности, основанную на полностью верифицируемых
данных, создать практически невозможно, поскольку нельзя количественно измерить
творческий рост личности. Объективная оценка целостного результата образования
есть требование нереалистическое, поскольку процедуры измерения несовершенны и
зависят от индивидуальной интерпретации. Однако объективная оценка
образовательного процесса и его результата может быть реализована на основе
системы наблюдений за проявлениями детей в различных регламентированных и нерегламентированных
образовательных ситуациях.
В связи с этим предлагается
диагностика:
ü условий
реализации программы;
ü успешности образовательного процесса;
ü результатов развития детей: достижения общих
интегративных качеств выпускников детского сада и развития у них музыкальных
способностей.
Главным условием эффективности
образовательного процесса
является готовность
педагога к творческому сотрудничеству с детьми, его
профессиональная
компетенция как педагога-музыканта,
а также его профессионально-личностная ориентация на достижение программных целей и
результатов.
Необходимым является также понимание
и поддержка коллектива педагогов учреждения, согласование целей и ценностей в
педагогической работе с детьми и их родителями.
Для успешной реализации
программы важно создание развивающей музыкально-предметной среды:
ü наличие специального оборудованного пространства для организации образовательных ситуаций с включением
различных видов музыкально-художественной деятельности;
ü наличие качественных музыкальных инструментов,
музыкальных игрушек, дидактических пособий и др.;
ü наличие театральных костюмов и атрибутов, необходимых
для театрализованных игр и музыкально-ритмической деятельности.
Оценить созданные в
детском саду условия не сложно: это может сделать каждый музыкальный
руководитель самостоятельно. Проведение мониторинга образовательного процесса –
значительно более сложная и тонкая задача, решение которой должно быть
направлено на выявление индивидуальных проблем музыкального развития детей.
В основе диагностики
образовательного процесса – приоритетная актуализация коммуникативной,
гедонистической, прагматической и компенсаторной функций музыки в данном типе
образовательной ситуации. Это предполагает особую расстановку акцентов при
отборе принципов и показателей успешности педагогического процесса. Эти
показатели принципиально не фиксируют уровень музыкальных знаний, умений и
навыков, поскольку такого типа проверочные тесты хорошо известны
педагогам-практикам и их результаты не всегда корректны.
Показатели диагностики процесса музыкально-творческой
деятельности с детьми описаны в виде ситуаций, которые могли бы характеризовать
ее как успешную. В этой связи педагогический процесс можно считать эффективным,
если:
ü удалось создать атмосферу радостного общения,
приподнятого настроения и гармоничного самоощущения всех участников
музицирования;
ü дети активно участвовали в творческом музицировании,
предлагали собственные идеи, что обогатило содержание деятельности и способствовало
достижению нового качества совместной творческой работы;
ü удалось попасть в «тональность» актуального интереса
детей, не приходилось прибегать к принуждению;
ü удалось избежать манипулирования детьми и осуществить
задачи образовательной ситуации на основе взаимодействия с ними;
ü совместное музицирование доставило всем воодушевляющее
удовлетворение.
Предлагаемые принципы
оценки характера образовательного процесса на основе творческого музицирования
выдвигают на первый план не технологическую эффективность музыкального
воспитания, а его гуманистическую направленность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий