Воспитателям

*********************************************************************

"Современные требования к музыкальному воспитанию детей"
     Современные требования к музыкальному воспитанию детей, проблемы реализации новых программ и технологий. Одной из таких проблем является мониторинг эффективности музыкального воспитания, методика проведения диагностики. Этой теме и посвящается эта консультация.
         Разработка принципов диагностики образовательного процесса и его результатов является специальной и важной задачей для оценки эффективности реализации программы. Поскольку основная цель – целостное развитие личности детей средствами музыки, то и оценка результата освоения программы осуществляется на основе показателей достижения интегративных качеств выпускников детского сада (в соответствии с ФГОС ДО). Объективно оценивать влияние совместной музыкально-творческой деятельности детей и педагога на достижение поставленной цели очень сложно. Очевидно, что объективную диагностику результатов воспитания и развития детей в музыкально-художественной деятельности, основанную на полностью верифицируемых данных, создать практически невозможно, поскольку нельзя количественно измерить творческий рост личности. Объективная оценка целостного результата образования есть требование нереалистическое, поскольку процедуры измерения несовершенны и зависят от индивидуальной интерпретации. Однако объективная оценка образовательного процесса и его результата может быть реализована на основе системы наблюдений за проявлениями детей в различных  регламентированных и нерегламентированных образовательных ситуациях.
         В связи с этим предлагается диагностика:
ü условий     реализации программы;
ü успешности образовательного процесса;
ü результатов развития детей: достижения общих интегративных качеств выпускников детского сада и развития у них музыкальных способностей.
             Главным условием эффективности образовательного процесса
является готовность педагога к творческому сотрудничеству с детьми, его
профессиональная компетенция как педагога-музыканта, а также его профессионально-личностная ориентация на достижение программных целей и результатов.
               Необходимым является также понимание и поддержка коллектива педагогов учреждения, согласование целей и ценностей в педагогической работе с детьми и их родителями.
                Для успешной реализации программы важно создание развивающей музыкально-предметной среды:

ü наличие специального оборудованного пространства для организации образовательных ситуаций с включением различных видов музыкально-художественной деятельности;
ü наличие качественных музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, дидактических пособий и др.;
ü наличие театральных костюмов и атрибутов, необходимых для театрализованных игр и музыкально-ритмической деятельности.
                           Оценить созданные в детском саду условия не сложно: это может сделать каждый музыкальный руководитель самостоятельно. Проведение мониторинга образовательного процесса – значительно более сложная и тонкая задача, решение которой должно быть направлено на выявление индивидуальных проблем музыкального развития детей.
                  В основе диагностики образовательного процесса – приоритетная актуализация коммуникативной, гедонистической, прагматической и компенсаторной функций музыки в данном типе образовательной ситуации. Это предполагает особую расстановку акцентов при отборе принципов и показателей успешности педагогического процесса. Эти показатели принципиально не фиксируют уровень музыкальных знаний, умений и навыков, поскольку такого типа проверочные тесты хорошо известны педагогам-практикам и их результаты не всегда корректны.
       Показатели диагностики процесса музыкально-творческой деятельности с детьми описаны в виде ситуаций, которые могли бы характеризовать ее как успешную. В этой связи педагогический процесс можно считать эффективным, если:
ü удалось создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения всех участников музицирования;
ü дети активно участвовали в творческом музицировании, предлагали собственные идеи, что обогатило содержание деятельности и способствовало достижению нового качества совместной творческой работы;
ü удалось попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходилось прибегать к принуждению;
ü удалось избежать манипулирования детьми и осуществить задачи образовательной ситуации на основе взаимодействия с ними;
ü совместное музицирование доставило всем воодушевляющее удовлетворение.

                        Предлагаемые принципы оценки характера образовательного процесса на основе творческого музицирования выдвигают на первый план не технологическую эффективность музыкального воспитания, а его гуманистическую направленность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий